Льивия – небольшой испанский городок, потерянный среди Пиренейских гор. От остальной Испании его отделяет двухкилометровой коридор. Несмотря на четкие европейские границы, жители Льивии фактически проживают внутри Франции, но находятся в составе Испании. Среди льивийцев мечты о независимости Каталонии сочетаются с ностальгией по эпохе диктатора Франко.
Каким образом необычный испанский эксклав оказался на территории Франции?
Неизвестная Испания
Государственная принадлежность Льивии – результат бюрократического недосмотра французов, заключивших в 1659 году Пиренейский мирный договор с испанцами. Соглашение завершило войну между государствами, длившуюся с 1635 года. Тогда Испания официально утратила статус Великой державы и уступила Франции свои северные земли.
Кроме того, Мадрид передал Парижу деревни в Северной Каталонии. Эта территория уже была занята французскими войсками. Загвоздка заключалась в том, что Льивия обладала статусом города. В 1660 году мадридская корона потребовала Францию соблюсти договор и оставить деревни себе, а город – вернуть.
Сегодня в Льивии проживают чуть больше 1500 человек. Это типичный провинциальный край с оригинальной испанской архитектурой. Но несмотря на малочисленность населения, история города упирается в Античность.
В римскую эпоху Льивия была региональной столицей. После падения Римской империи и прихода вестготов город попал в историю как центр первого восстания Каталонии. Вероятно, если бы в VIII веке арабы основательно не разорили эту область, то Льивия не утратила бы стратегического значения и была сегодня многотысячным городом.
Как живут люди в Льивии?
Как в любом другом провинциальном городе, здесь идет тихая размеренная жизнь. Молодежь старается уехать в столицу. Те, кто остается, занимаются сельским хозяйством, трудятся на швейной фабрике или работают в сфере туризма.
С Испанией Льивия связана автомагистралью N-154, которая находится в совместной собственности с французским департаментом Восточные Пиренеи. Сам город является частью автономной области Каталония.
В городе сильно развиты националистические настроения. Всюду развешены каталонские флаги. В ходе референдума за независимость Каталонии в 2017 году жители Льивии поголовно проголосовали за отделение от Испании. Да и сам Мадрид не заботится о своём эксклаве. Община предоставлена сама себе.
Если возникают дорожные или коммунальные проблемы, горожане тонут в бюрократии. Мэрия Льивии отправляет запросы в Мадрид или Барселону. Но оба правительства, центральное и региональное, перекладывают ответственность друг на друга и ничего не делают.
Отношения с французами
В 1970-1980-х годах здесь произошла комичная «война дорожных знаков». Суть в том, что параллельно каталонской автомагистрали, связывающей Испанию с эксклавом, проложена французская дорога.
Французы объявили своё направление главным и поставили на перекрестке знак «Стоп»: люди, двигавшиеся по каталонскому направлению, теперь должны были уступать дорогу. Жители Льивии сняли знак и поставили его на другой стороне.
Знак менял своё место больше 10 лет, пока испанские власти не поставили мост через французское шоссе. Каталонцы посчитали, что французы победили.
Сегодня спор идет за пастбище Буллоссы. Одна его часть расположена на французской территории, другая – на земле испанского эксклава. Каталонские фермеры веками пасли здесь коров, а теперь французская часть объявлена заповедником. Коровы не признают государственных границ, и теперь у фермеров случаются конфликты с французскими властями.
К слову, Льивия очень стережёт свои границы. Каждый год местные военные и чиновники обходят город и проверяют расположение пограничных камней. Если рубеж был передвинут, его ставят на место. Французы относятся к этому сдержанно. Однако считается, что они не просто так мешают льивийским фермерам. Это своеобразная месть.
В этом отношении льивийцы скучают по временам правления Франко. Он жестоко подавлял каталонский сепаратизм, но при этом уделял большее внимание проблемам эксклава.