Возобновлены прямые авиарейсы из Москвы в Тбилиси

Возобновлены прямые авиарейсы из Москвы в Тбилиси

Президент России Владимир Путин снял 10 мая запрет для российских авиакомпаний на полёты в Грузию, действовавший с лета 2019 года. Полёты разрешено было начать с 15 мая, но в реальности первый самолёт из Москвы в Тбилиси прилетел 19 мая, что тоже очень и очень скоро.

К 15 мая агентство гражданской авиации Грузии уже рассмотрело заявки от пяти авиакомпаний (среди них и одна грузинская – Georgian Airways) на регулярное воздушное сообщение между Грузией и Россией. Агентство заявило, что особое внимание уделялось «детальному изучению текущего статуса авиакомпаний и их воздушных судов в отношении международных санкций или ограничений», так как практически сразу после снятия запрета российской стороной правительство Грузии определилось, что прямые полёты смогут выполнять только не попавшие под санкции российские авиакомпании и воздушные суда. Как мы и предполагали в прошлом номере, первой российской авиакомпанией, получившей разрешение на выполнение рейсов, стал «Азимут». Полёты этой авиакомпании были разрешены с 17 мая.

В тот же день в продаже появились билеты на рейсы авиакомпании «Азимут» из Москвы в Тбилиси на даты начиная с 19 мая. Перелёт в одну сторону продавался сначала по 17 тыс. руб., но сейчас цена находится в районе 25 тыс. рублей. 16 мая грузинская авиакомпания Georgian Airways получила разрешение на осуществление авиасообщения с Россией. Авиакомпания запланировала осуществлять 7 рейсов в неделю в Москву с 20 мая. Первые продажи стартовали было от 12 тыс. руб. в одну сторону, но быстро догнали текущий ценник «Азимута». 25 тыс. рублей – это в два с половиной раза дороже аналогичного перелёта в Ереван (от 10 тыс.). Мы, конечно, предполагали в прошлом номере, что «с учётом того, что в Звартноц (Ереван) из России летает гораздо больше 14 рейсов в неделю, билеты в Тбилиси изначально будут, скорее всего, дороже», но не в два же раза! Тем более что «Азимут» позиционирует себя как лоукостер.

Европейский союз ожидаемо выразил сожаление о решении Грузии возобновить полёты в Россию, так как, по словам официального представителя внешнеполитической службы ЕС Петера Стано, «это вызывает опасения за европейский путь Грузии».

19 мая первый воздушный лайнер «Азимута» вылетел в Тбилиси из аэропорта Внуково. Пассажиров на борту в честь этого события угощали шампанским. VIP-обслуживание и внимание к участникам исторического события продолжились и по прилёте – здание аэропорта было оцеплено полицейскими, которые не пускали в зал прилёта около 200 протестующих с плакатами. Впрочем, кроме протестующих снаружи в самом здании было немало оппозиционно настроенных, судя по их вопросам к пассажирам рейса, грузинских журналистов. Вечером в центре Тбилиси у здания парламента собралось уже около тысячи человек, не согласных с началом прямых полётов из России в Грузию. Участники митинга выдвинули требование отменить авиасообщение, а после того как на их требования никак не отреагировали, объявили свою акцию бессрочной.

Первый полёт Georgian Airways, флагманского перевозчика Грузии, 20 мая из Тбилиси в аэропорт Внуково прошёл гораздо менее зажигательно, чем у «Азимута». По сообщениям очевидцев, «не было даже аплодисментов после посадки». Но «зажигать» продолжили в Грузии – президент страны Саломе Зурабишвили объявила бойкот Georgian Airways. В ответ глава авиакомпании Тамаз Гаиашвили заявил, что «мы объявляем её персоной нон грата и не пустим её на борт, пока она не принесёт извинения грузинскому народу».

Пока эти внутригрузинские политические разборки не выходят за рамки дежурного недовольства оппозиции, желания «отметиться». Промолчать оппозиции по роли нельзя, но уровень возмущения не предвещает никаких осложнений возобновлению авиасообщения.

Кутаиси – в планах, а Батуми?

Агентство гражданской авиации Грузии выдало российской авиакомпании Red Wings разрешение на полёты в Тбилиси и Кутаиси. Согласно поданным заявкам, Red Wings планирует запустить рейсы Сочи – Тбилиси и Москва – Кутаиси со 2 июня с периодичностью три в неделю на каждом из маршрутов – по понедельникам, средам и пятницам. Летать Red Wings планирует, разумеется, на Sukhoi Superjet 100.

С точки зрения дальнейшего транзита аэропорт Кутаиси является наиболее интересным в Грузии, так как из него осуществляет перелёты лоукостер Wizzair. А вот с точки зрения пляжного отдыха черноморский курорт Батуми, столица автономной республики Аджария, – прекрасная альтернатива курортам Краснодарского края и Абхазии.

Но сообщение на тему открытия прямых рейсов в Батуми из России мы нашли только одно, да и то вскользь. Министр экономики и устойчивого развития Грузии Леван Давиташвили, комментируя факт восстановления авиасообщения с РФ, заявил, что сфера туризма страны может получить дополнительную прибыль от 300 до 400 млн долларов в год от прямых рейсов из России. И отметил, что российские авиакомпании запросили рейсы в аэропорты Тбилиси, Кутаиси и Батуми.

Куба

В начале мая («АН» №17) мы очень подробно описали, как на Кубе запускают-запускают, да всё никак не запустят уже два года нормальную работу карт «МИР». С середины марта этого года ряд банкоматов кубинских банков выдаёт наличные по картам «МИР», однако при таких операциях и курс кубинского песо к рублю далёк от выгодного, и комиссии высокие. Другого применения картам «МИР» на Кубе пока нет.

Тогда же мы предположили, что развитие событий пойдёт по накатанной колее и парадные реляции о запуске карт «МИР» «в скором времени» незаметно перейдут в разряд «к концу года». Короче, очень пессимистично мы были настроены, подозревая, что дело движется так неспоро не только из-за технических трудностей.

Однако на днях в Гаване случился форум «Бизнес-диалог Куба – Россия». И высокие российские гости вдруг заявили, что центробанк Кубы надеется в течение ближайшего месяца наладить на территории республики функционирование карт платёжной системы «МИР» для оплаты товаров и услуг. А три российских банка подали заявки об открытии своих филиалов на Кубе в ЦБ страны.

Звучит с учётом бэкграунда как-то неубедительно, но нам-то что, подождём месяц-то. Единственная реальная новость случилась под занавес форума, когда стало известно, что «Аэрофлот» с 1 июля возобновляет регулярные полёты на Кубу. Рейсы на популярный кубинский курорт Варадеро будут выполняться авиакомпанией «Россия» на широкофюзеляжных лайнерах Boeing 777. На первоначальном этапе планируется выполнять два рейса в неделю. В перспективе в зависимости от спроса программа полётов на Кубу будет расширяться.

Политика и туризм

Продолжим тему влияния политической обстановки на курортный отдых россиян, которую пришлось затронуть в рассказе про возобновление прямого авиасообщения с Грузией. И в других, также важных туристических направлениях постоянно что-то происходит в политико-экономической сфере. Например, некоторые Telegram-каналы связали случившиеся 14 мая задержки вылетов самолётов с российскими туристами из Антальи с результатами выборов в Турции, заявив, что всё, авиасообщение прикрывают. Туристы заволновались. Генеральному консульству Российской Федерации в Анталье пришлось даже делать заявление о том, что несколько случаев серьёзных задержек вылетов связаны с техническими проблемами авиакомпаний и с плановыми ремонтными работами на участке ВПП в аэропорту. Да и выборы в Турции ещё не завершились, 28 мая там будет второй тур выборов президента, но, как мы уже неоднократно говорили, на отдых россиян в Анталье это событие никак не повлияет.

Удивительно, но состоявшиеся в то же время парламентские выборы в Таиланде, у которого среди российских туристов не меньше адептов, чем у Турции, прошли вообще мимо внимания масс. А там, между прочим, неожиданно победила оппозиционная прогрессивистская партия «Движение вперёд». Но до перемен в сфере туризма, если они будут, ещё далеко.

Обратили на себя наше внимание и волнения в Сербии после двух массовых расстрелов (шутинг в школе и стрельба по прохожим). Сейчас из-за твёрдой позиции правительства и президента страны к санкциям ЕС в отношении России любое политическое явление в стране приходится рассматривать в этом срезе. Но в Сербии при ближайшем рассмотрении оппозиция не сможет привязать митинги к теме санкций и так называемого европейского выбора. Слишком уж несвязанные между собой эти темы.

Всё хорошо, но нет

Напомним, что 2 февраля этого года был временно приостановлен приём заявлений на выпуск загранпаспортов нового образца. Объяснялось это тогда двумя причинами. Во-первых – повышенным спросом, который стал, как всегда, совершенно неожиданным для эффективных менеджеров, во-вторых – техническими проблемами из-за санкций у единственного производителя микрочипов для биометрических загранпаспортов компании «Микрон».

Предполагалось, что максимум через пару месяцев всё наладится, однако прошло уже четыре, а заявления на «Госуслугах» всё ещё временно не принимают. И никто не может сказать о сроках, временно – это сколько, и есть ли смысл вообще ждать? Ещё в марте «Микрон» сообщал, что работает в усиленном режиме, чтобы поставлять чипы для загранпаспортов, их производство и поставки идут по графику. Однако уже в апреле показания поменялись – гендиректор «Микрона» Гульнара Хасьянова заявила, что «всё будет хорошо», завод нашёл замену материалам для загранпаспортов нового образца, «российские производители есть, мы с ними активно работаем, не всё получается с первого раза». Окончательно всё запутало последнее, уже майское заявление Хасьяновой: «Мы сейчас производим чипы в соответствии с условиями контракта. Вопрос объёмов – это общая ситуация, поскольку во время пандемии народ не ездил и не оформлял паспорта, сейчас – лавинообразный пришедший спрос, который требует увеличения мощностей и увеличения выпуска. Производство работает круглосуточно и стабильно».

Пытаемся хоть что-то понять – и не можем. Если всё работает «круглосуточно и стабильно», то почему среди россиян есть такие граждане, которые подавали заявление до 2 февраля, а паспорт ещё не получили? И что это за экономика такая, какого периода, что невозможно сказать, когда конкретно возобновится выдача паспортов?

Приглашение к партнёрству – t.me/snn1964

Источник: argumenti.ru

Оцените статью