Автомобильная история Тольятти с яркими фотографиями и интересными фактами про отечественный автопром. Уникальная коллекция автомобилей в музее АвтоВАЗа. Как собирают спортивные и гоночные модели на заводе ЛАДА Спорт. Рассказ о нашей экскурсии в Тольятти.
С тех пор, как в 1970 году с конвейера Волжского автозавода сошел первый отечественный автомобиль, город Тольятти прочно ассоциируется с АвтоВАЗом.
Мы поностальгировали о былых временах и увидели новые модели «Лада» в музее АвтоВАЗа, а затем переместились на современное производство гоночных автомобилей «LADA Sport», где нам показали как собирают спортивные машины.
Музей АвтоВАЗа
Музей АО «АвтоВАЗ» находится в Автозаводском районе города Тольятти на первом этаже корпоративного университета группы АвтоВАЗ. Документы и предварительная запись для посещения музея не требуются.
Адрес:
Южное ш. 121, Тольятти
Время работы:
ВТ-ПТ 10:00-17:00, перерыв 12:15-13:00
СБ 9:00-17:00, перерыв 12:15-13:00
Понедельник — санитарный день
Воскресенье — выходной
Билеты:
взрослый — 150 руб
дети до 7 лет, школьники и студенты — 50 руб
Касса музея находится внутри здания, в ней также продаются сувениры, к оплате принимают банковские карты.
Мы осматривали музей в сопровождении экскурсовода, благодаря чему узнали много интересных историй. Экскурсия в музей АвтоВАЗа входит в обзорные экскурсии по Тольятти.
Экскурсия в музей АвтоВАЗа
Музей истории АвтоВАЗа был открыт в 1976 году. Его коллекция насчитывает более 20 000 экспонатов — раритетных и новых моделей Жигули/Лада. Также в музее представлены исторические фотоматериалы, инструменты, запчасти.
Перед входом в музей установлен фирменный знак LADA. В фойе плакат «Я был на заводе», с которым я сфотографировалась.
Экспозиция музея начинается с самой первой модели автомобиля «Жигули» ВАЗ 2101 (1970), которая была выкуплена у ее владельца после 19 лет эксплуатации. Наша «копейка» тогда стоила 5500 рублей и была заветной мечтой каждого советского человека. Экскурсовод рассказала нам, чем Лада отличалась от своего прототипа — итальянского Fiat 124.
В коллекции музея — 44 автомобиля Лада (Lada). Среди них есть памятные экземпляры. Все модели снабжены табличками.
Миллионный автомобиль ВАЗ-2103 был выпущен 21 декабря 1973 года. В 2020 году юбилейный экспонат отреставрировали и он находится в идеальном состоянии.
Автомобиль ВАЗ 21099 с именами всех сотрудников АвтоВАЗа в 1991 году — подарок коллективу к 25-летию завода. На пике производства, в 1990 году на заводе АвтоВАЗе работало 110 000 человек.
В начале 2000-х годов в нашей семье была «десятка», ее мы тоже увидели в нескольких модификациях. Автомобиль Премьер цвета «Мираж» был собран на заводе в 2000 году в подарок первому директору ВАЗа В.Н. Полякову (1966-1975) на его 85-летие. Именинник от подарка отказался и передал его в музей.
Отдельной группой представлены внедорожники «Нива».
Красная «Нива» Антарктида эксплуатировалась на станции Беллинсгаузен на Южном полюсе с 1990 по 2002 годы. Внедорожник выдержал суровые климатические условия, до последних дней оставаясь на ходу. По словам российских полярников, наша «Нива» оказалась надежнее автомобилей Jeep, на которых ездили их коллеги американцы.
Белая «Нива» ВАЗ 2131 установила мировой рекорд по альпинизму на колесной технике. Во время экспедиции «Тибет-99» российско-американская команда альпинистов на этой машине достигла высоты 5726 метра.
В начале второго большого зала стоит видавшая виды «копейка» 1975 года производства, вся в наклейках и надписях. Ее передали в музей АвтоВАЗа автолюбители из Чехии — Филип Вогел и Петр Явурек. В 2017-2018 годах они совершили на этом автомобиле кругосветное путешествие, длившееся 10 месяцев.
Приключений на пути чехов было много, один раз их даже ограбили, но добрые люди, увидев на какой машине они ездят, помогли. По словам автопутешественников, преодолеть 48 500 км и 4 континента они смогли, благодаря тому, что автомобиль «Лада» ремонтопригоден.
В заводском музее есть не только ретро-экземпляры, но и современные модели автомобилей, производящиеся на АвтоВАЗе, такие, как Гранта, Ларгус, Калина, Приора. На Lada Largus 4 апреля 2012 года расписался Президент В.В. Путин.
Спортивные, демонстрационные и экспериментальные модели, выпущенные в единственном экземпляре, поражают оригинальными формами и яркими цветами.
Lada Peter Turbo — футуристическая модель, выставленная в 2000 году на автосалонах в Москве и Париже.
Ока электро была выпущена на АвтоВАЗе ограниченным тиражом из 20 машин.
Посетить музей АвтоВАЗа будет интересно всем, а не только автолюбителям-мужчинам. Кроме взрослых, мы встретили детские группы — мальчики и девочки были в полном восторге. Обязательно сходите в музей АвтоВАЗа всей семьей.
Завод и музей Лада Cпорт
ООО «ЛАДА Спорт» (LADA Sport) — дочернее предприятие АО «АвтоВАЗ», расположенное в Тольятти. В отличие от главного завода, занимающего площадь 630 га, ЛАДА Спорт — небольшое производство, специализирующееся на спортивных версиях автомобилей LADA.
Экскурсия на завод ЛАДА Спорт
Попасть на экскурсию на завод LADA Sport возможно только в составе организованной экскурсии от аккредитованной турфирмы. Минимальный размер группы 5 человек, цена экскурсии 500 рублей с человека. Я была на заводе в рамках пресс-тура, огранизованного туризмом Самарской области.
Адрес:
Борковская ул. 80, Тольятти
Наша экскурсия по заводу «ЛАДА Спорт» проводилась сотрудником предприятия. Мы осмотрели сборочный цех во время обеденного перерыва. Фотографировать производство запрещено.
Сборочный цех завода «ЛАДА Спорт» чистый и светлый, он состоит из нескольких помещений, большинство из которых нам показали. На рабочих местах, в ожидании рабочих, застыли полусобранные машины: кузова, панели, двигатели.
Сейчас в спортивном подразделении АвтоВАЗа выпускается 14 автомобилей в день (в плане увеличить до 24). Одна машина собирается вручную за 2,5 дня. На 28 этапах сборки работает 70 человек, каждый выполняет до 30 операций. Автомобили производятся по предзаказу. Все машины, которые мы видели в процессе сборки, уже проданы.
На заводе «ЛАДА Спорт» делают спортивные версии серийных моделей Лада Веста и Лада Гранта для общего пользования и гоночные модели для участия в соревнованиях.
Спортивная модификация Vesta Sport, производимая на «ЛАДА Спорт» дороже стандартной модели Веста, выпускаемой на АвтоВАЗе, примерно на 100 000 рублей. Спортивная модель отличается объемом двигателя, заниженной подвеской и выраженной «спортивной внешностью».
Гоночные машины на заводе «LADA Sport» делают по индивидуальному заказу сроком до 3-х месяцев. Lada Granta R1 — для начинающих пилотов, в прошлом сезоне запустили производство гоночной Нивы — Lada Niva Sport.
Все изделия проходят внешний контроль качества. На испытательном стенде машины развивают скорость до 200 км/час. На сборке панелей работают женщины, у них лучше развита мелкая моторика. Когда закончился обед и наша экскурсия, рабочие возвращались на свои места.
Музей ЛАДА Спорт
Музей «ЛАДА Спорт» находится в одном здании с заводом, отдельно попасть в него нельзя.
В единственном выставочном зале собраны спортивные трофеи, архивные фотографии и документы. Музей «ЛАДА Спорт» можно назвать музеем спортивной славы.
Команда LADA Sport ROSNEFT — победитель российских и мировых соревнований. Она выступает в кольцевом, раллийном и картинговом чемпионатах. Компания «Роснефть» с 2015 года является генеральным спонсором команды, поддерживая успехи пилотов LADA и российский автоспорт.
Гонки в городе Тольятти проводились с 90-х до начала 2000-х годов. Современный автополигон АО «АвтоВАЗ» находится в селе Сосновка (50 км от Тольятти). 14 января 2023 года на нем состоится Юбилейная 25-я Гонка Чемпионов.
В музее «LADA Sport» можно увидеть фотографии первых автомобилей, участвовавших в гонках, и современных болидов, золотые, серебряные, хрустальные кубки и награды, фотографии пилотов-чемпионов. Все экспонаты можно фотографировать.
Фирменные сувениры: футболки, бейсболки, кружки, брелки продаются в Интернет-магазине LADA Sport Store, мы видели их на витрине.
Самарская область развивает промышленный туризм. Совсем скоро АвтоВАЗ запустит экскурсии на свой главный конвейер, где можно будет увидеть разные этапы сборки отечественных автомобилей.