21 июля 2023г. Кронштадт, Доковый бассейн. Координаты: 59°59'22″N 29°46'51″E
В России в начале 18 века возникла задача качественного техобслуживания кораблей. Требовался современный сухой док, в который можно было бы завести судно, а лучше несколько, быстро откачать воду, провести ремонтные работы, а затем снова поставить корабль на воду. Главной проблемой таких доков была в малой производительности насосов для откачки воды. Откачка воды из дока занимала до месяца, что было неприемлемо, особенно в условиях ограниченного судоходного периода. Петр I придумал оригинальный способ для решения этой проблемы. По его проекту, вся вода из дока всего за несколько часов самотеком уходила в водоем расположенный ниже уровня дна дока. За время ремонта воду выливали из бассейна с помощью ветряных мельниц, которые приводили действие маломощные помпы. Новаторскую идею было решено воплотить в Кронштадте. Правда, ее реализация растянулась на 33 года и официальное открытие Петровского дока состоялось лишь при Елизавете Петровне в 1752 году.
Канал для захода в Петровский док. С двух сторон Петровского канала пирсы. Тот, что слева, используется для швартовки кораблей ВМФ России. На правом разместился Военно-патриотический парк культуры и отдыха вооруженных сил Российской Федерации Западного военного округа «ПАТРИОТ».
Через Петровский канал перекинут Доковый мост.
Мост построен в 1856 году из корабельной стали. Проект разработал инженер-подполковник Н.П. Богдановский, работы были выполнены на заводе Берда. Конструкция переправы была собрана на клепаных соединениях.
Мост разводной. Обратите внимание на изогнутый рельс и колесо под мостом. Что бы освободить проход судам, мост не поднимался, а поворачивался вокруг оси по рельсу на 90 градусов.
Ширина моста позволяет проезд автомашин только в одну сторону, попеременно. Настил деревянный и для пешеходов и для машин.
За мостом расположены Ворота Петровского дока. И за этими воротами расположен, собственно, сухой док и в нем сейчас, действительно, нет воды.
Система доков сделана в форме креста. Каждый док имеет свои ворота. Система удержания/спуска воды, установленная в 1747 г., исправно функционировала даже в начале 2000-х.
Центральная часть «креста» — разворотный бассейн и ворота доков.
На дне в середине водоспускной колодец Крест-канала и доков. По другой версии, это гнездо для какого-то механизма не связанного с водосливом. А вода сливалась через Восточный док / Канал Петра Великого.
Ворота западного дока.
Площадка с остатками механизма в Восточном доке. Что косвенно подтверждает, что слив воды расположен именно здесь. Впрочем, это все только мои предположения.
Овраг между крест-каналом и доковым бассейном. Через овраг построен пешеходный мост.
Макаровский мост был построен в 1912-1913 годах. При строительстве Морского собора возник вопрос – как императору Николаю II добираться до храма с Петровской пристани. Для сокращения пути Комитет по устройству Морского собора решил построить пешеходный мост через овраг. Мост был собран рабочими Кронштадтского Пароходного завода всего за 3 месяца.
На дне оврага.
Вид на доковый бассейн со стороны Летнего сада.
Доковый бассейн с насосной станцией и отводным каналом построил в 1734–1752 годах, военный инженер Иоганн-Людвиг Люберас,
Берега бассейна укреплены гранитными камнями. Камни имеют одну обработанную плоскость и тщательно подогнаны друг к другу для обеспечения большей устойчивости кладки.
С обзорной площадки на берегу бассейна прекрасный вид на Морской Никольский Собор.
В дальнем правом углу бассейна расположено здание насосной станции.
Насосная станция, использовавшаяся для откачки воды из докового бассейна в отводной канал и далее в Обводной канал.
Спускаюсь к воде…
Что бы зайти в закуток в углу бассейна и сфотографировать необычную стену…
Стена с полигональной кладкой. Она сделана только в этом углу бассейна.
Специально сфотографировал эту стену и каменные берега для сравнения.
Здание 1840-х годов постройки.
Сохранились изящные опоры балкона.
На стене украшение в виде якоря. Похоже, изначально их было два.
Ступени от здания к воде.
К зданию насосной станции примыкает металлический желоб на опорах.
По этому желобу выкачанная из бассейна вода попадала в отводной канал.
Удивительно. что в постсоветское время его не распилили на металл!
В очередной раз восхищаюсь, как раньше красиво оформляли промышленные объекты…
Балкон опоясывает здание по периметру… точнее раньше опоясывал…
Собственно, сам желоб слива воды в отводной канал.
Интересно было бы посмотреть помещения станции, но все окна, заделаны, даже не смотря на их высокое расположение.
#10прогулок, #10точекнакарте, #санктпетербург, #тосамоелето, #вижукрасивое, #вижукрасивое, #кронштадт, #позабытпозаброшен
Здание 4-й парусной мастерской построено в 1806 — 1807 годы, перестроено в 1826 — 1836 годы. С 1905 года в здании размещался Артиллерийский офицерский класс Балтийского флота, затем — Школа оружия Краснознаменного Балтийского флота.
На северном берегу бассейна ( на фото он слева) там, где отсутствует гранитная кладка, а берег имеет уступ, раньше находилось первое здание насосной станции, 1970 годов постройки.
Доковый бассейн в 1960–1965гг.
В 1777 году в этом здании была установлена первая в России промышленная паровая машина, привезенная из Шотландии. До этого вода поднималась с помощью ветряка.
Чуть не забыл! Среднегодовой уровень воды в бассейне ниже уровня моря на 11,4 метра.
Мозаичное панно «Триумф Российского флота» открыто 27 июля 2018 у Морского Никольского собора напротив докового бассейна.
Источник: shnyagi.net