И.Е.Репин (1844–1930) купил в 1899 году небольшую усадьбу, расположенную на Карельском перешейке в двух сотнях метрах от Финского залива на растоянии 40 км от Санкт-Петербурга. Усадьба была оформлена на имя его жены Н.Б.Нордман. В это время И.Е.Репин был уже всемирно известным художником, профессором, действительным членом Императорской Академии художеств, руководителем художественной мастерской в Академии художеств, ректором которой он стал в 1898 году. В этой усадьбе И.Е.Репин прожил последние 30 лет жизни и здесь же, согласно его завещанию, похоронен.
Семья И.Е.Репина не приняла Революцию в России и осталась жить в усадьбе, оказавшейся на территории Финляндии, гражданами которой стали И.Е.Репин и его дети. Финское правительство высоко ценило деятельность И.Е.Репина и оказывало ему всяческую помощь, а великий художник в знак благодарности рисовал портреты финских чиновников. После начала Советско-финляндской войны (1939—1940 гг.) дети И.Е.Репина оставили Пенаты и переехали в Хельсинки, а в Пенатах, согласно завещанию Н.Нордман, был открыт Музей.
Во время Великой Отечественной войны репинские Пенаты вновь оказались на территории занятой Финляндией. В 1941 году мемориальные вещи и часть обстановки были вывезены в Ленинград и хранились в здании Академии художеств. Репинский архив был сохранен в Хельсинки дочерью художника. В 2019 году архив И.Е.Репина, выкупленный у его родственников Аукционным домом Хагельстам, был передан в дар репинскому музею «Пенаты».
Во время Войны-продолжения дом усадьбы полностью сгорел — от него осталась лишь плита фундамента. Усадебные постройки были восстановлены в 1950–1960-е годы и летом 1962 года музей был открыт вновь.
Современный вид усадебного дома с южной стороны
Наталья Борисовна Нордман (1863 — 1914), вторая жена И.Е.Репина, родилась в Хельсинки — её отцом был адмирал русского флота Б.Нордман, а матерью — дочь генерала А.Ф.Арбузова. Н.Б.Нордман писала книги под псевдонимом Северцова. Помимо этого она была активной суфражисткой и пропагандистской вегетарианства. Это была чрезвычайно деятельная женщина, благодаря связям, энергии и гостеприимству которой Пенаты стали интересны для многих выдающихся людей России. Помимо этого Н.Б.Нордман была страстным фотографом, вела хронику жизни И.Е.Репина в Пенатах и сделала много интересных фотографий, сохранившехся до наших дней. Во много благодаря кипучей деятельности русскоязычной финнки Н.Б.Нордман (дочери шведа и русской) после Октябрьской Революции Пенаты в посёлке Куоккала (совр. Репино) оставались островком русской культуры в Финляндии, враждебной Советской России.
Согласно завещанию Н.Б.Нордман, умершей в 1914 году, пожизненным владельцем усадьбы стал И.Е.Репин, а в дальнейшем усадьба должна была перейти в собственность Академии художеств и в её в помещениях надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина». Именно благодаря завещанию Н.Б.Нордман в 1940 году в усадьбе Пенаты был открыт мемориальный музей как подразделение Академии художеств.
Макет репинского дома
Прихожая музей
Современные стулья в омещении для лекций
Реставрированные Венские стулья из мемориальной экспозиции
Внутренние лестницы
В доме сохраняется мемориальный облик комнат, которые несут отпечаток вкусов и привычек хозяина: мастерская, столовая, кабинет, веранда.
В прихожей подлинные вещи хозяев усадьбы
В современной экспозиции музея-усадьбы демонстрируются личные вещи И.Е.Репина, его картины и рисунки, а также многочисленные вещи, служившие реквизитом при написании картин. Помимо этого в музее представлены работы сына хозяина Пенат — Юрия Репина (1877—1954) и работы других русских живописцев. Всего в «Пенатах» находится около шестисот произведений живописи и графики.
Помимо громандных окон во многих комнатах потолки застеклены. Помещения дома спроектированы таким образом, что по сути являются системой студий удобных для написания живописных картин. В центре мастерской -автопортрет И.Репина (1920 г.).
Одна из мастерских И.Е.Репина, в центре — неоконченный портрет А.Пушкина
Кабинет И.Е.Репина часто служил студией для написания партретов.
Один из эскизов знаменитого полотна И.Е.Репина.Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения (1903 г.)
Знаменитый стол с вращабщейся средней частью, который был изготовлен по эскизу Н.Норман.
Реквизит, использованный И.Е.Репиным при написании картин
Веранда — идеальное место для работы художника-партретиста.
В Санкт-Петербурге И.Е.Репин с 1883 по 1895 год снимал квартиру в доходном доме Григорьева на Калинкиной площади (современная Площадь Репина). Дом в Пенатах изначально строился в первую очередь как загородная дача и летняя мастерская художника.
Автопортрет, написанный И.Е.Репиным в Куоккола.зимой 1920 года.
Постоянно жить в Пенатах И.Е.Репин был вынужден ввиду нежелания возвращаться в Петроград после революции 1917 года. Архитектура дома-студии живописца плохо приспособлены для проживания зимой. И.Е.Репину, уроженецу Слобожанщины, с трудом переносившему холода, приходилось мириться с ними. К тому же система отопления дома была и остается весьма несовершенной — даже в настоящее время в осенне-зимний период посетителям Пенат приходится находиться в помещениях музея в уличной одежде.
В ходе Советско-финскиих войн и Великой Отечественной войны многочисленные дачи разночинной интеллигенции вблизи Санкт-Петербурга были полностью уничтожены или, подобно даче Вырубовой, расположенной недалеко от репинских Пенат, полностью потеряли внутреннее убранство и, естественно, не дают представление о быте дачников дореволюционного Питера. Некоторое представление о быте дачников начала XX века, ставших всемирно знаменитыми благодаря А.П.Чехову (Дачники, рассказ) и М.Горькому (Дачники, пьеса), дает лишь экспозиция «Петергофские дачники«, расположенная на втором этаже Фермерского дворца, мемориального музея семьи Александра II. Поэтому репинские Пенаты интересны не только тем, что существенно пополняют знания обывателя о великом русском художнике, но и тем, что рассказывают о дачной жизни полусвета столицы империи.
В настоящее время усадьба «Пенаты» — мемориальный музей И.Е.Репина. Музей находится в городской черте, на территории Курортного района Санкт-Петербурга. До музея от ближайших станций метро («Беговая» и «Черная речка») ходит рейсовый автобус № 211 (от станции метро поездка займет около 1 часа). На этом же автобусе можно доехать до музея по живописному Приморскому шоссе от вокзала Зеленогорска (40-50 мин), до которого на «Ласточке», летящей на скорости до 160 км/час, можно добраться за полчаса.
Источник: shnyagi.net