Рассказываем, как на фасадах советских зданий появилась белая плитка и красочная мозаика.
Истоки глазури: от дореволюционного кирпича к советской мозаичной плитке
До революции все большие здания в Российской империи строили из кирпича. При строительстве жилых домов и хозяйственных построек использовали обычный кирпич, а для правительственных зданий и прочих важных учреждений — глазурованный.
Он отличался тем, что его покрывала глазурь, благодаря чему кирпич не только лучше держал тепло, но и сохранял красивый вид при неблагоприятных внешних воздействиях. Ему были не страшны снег, дождь и перепады температур. А покраска была и вовсе не нужна.
Когда при Хрущеве и Брежневе страну стали застраивать множеством однотипных домов, то у архитекторов и производителей фасадных панелей возник вопрос: как можно использовать эту технологию для панельных фасадов? Тогда им пришла идея покрывать серые бетонные панели мозаикой, которая делалась почти по такой же технологии, что и глазурованный кирпич.
Мозаичная плитка: из Италии в Советский Союз
Есть другая версия, что технологию изготовления мозаичной плитки советские специалисты подсмотрели у итальянской компании Bisazza, которая в 1956 году впервые запустила промышленное производство мозаичной плитки из стекла. В СССР подобной мозаикой стали облицовывать фасады с начала 1970-х годов.
И у этой плитки был ГОСТ! Даже три: 1971, 1980 и 1989 годов. В первом ГОСТе 17057–71 «Плитки стеклянные облицовочные коврово-мозаичные и ковры из них» были следующие требования: сама плиточка должна быть размером 21 мм по внешним плоскостям, толщиной 4,5 мм, ее торец выполнялся в форме «ласточкин хвост», плитки наклеивались на оберточную бумагу со швом 4 мм и в таком виде направлялись потребителю.
Но даже несмотря на то, что был ГОСТ, местами эта плитка была очень кривой. Объясняем, почему так выходило. Изначально плитка попадала на завод по производству бетонных панелей. На этих заводах в опалубку раскладывали листы мозаики бумагой вниз, а плиточками вверх. Затем все заливали бетоном. Поэтому степень кривизны мозаики зависела от умения человека, который эти листы раскладывал, а также от его настроения и степени тяжести похмелья.
Плюсы мозаичной плитки
? Благодаря ей здание зимой лучше удерживало тепло, а летом меньше нагревалось.
? Ей не были страшны температурные перепады.
? Ее не надо было мыть, с этим отлично справлялись дожди.
? Ее не надо было красить, она сохраняла цвет и не выцветала.
? Имела эстетичный вид.
Мозаичные панно в СССР
Остатки мозаики с автобусной остановки где-то в Ульяновской области
Чуть позже фасады зданий стали украшать огромными мозаичными панно в стиле социалистического реализма.
Для работы над ними власти привлекали лучших скульпторов и художников. На них изображались представители разных профессий: шахтеры, сталевары, ученые, космонавты и даже доярки. Все они несли пропагандистскую идею, показывая дорогу к светлому будущему. Что интересно, таким образом украшали не только правительственные здания, но даже автобусные остановки.
Также часто на зданиях размещали именно ту мозаику, которая подходила им по тематике. На школах — учителей и школьников, на заводах и фабриках — рабочих, а на театрах — сцены из пьес. Но интереснее всех были панно на НИИ — с изображением различных опытов и космической тематикой.
К концу 80-х торцы зданий перестали украшать мозаикой. А после перестройки некоторые из таких панно стали сносить из идеологических соображений, закрывая фасады безликим профлистом. Но до сих пор на просторах стран бывшего СНГ сохранились здания с картинами из мозаики, которые уже не выполняют идеологическую функцию, а являются памятником ушедшей эпохе.