Погода в горах меняется моментально. Полчаса назад небо было голубое и чистое, и вот на тебе — идёт снежок и пики прячутся от вас. Такой антураж оказался просто идеален для некрополя (он же — Город мертвых) Фардык в Эльтюбю.
Сразу очень атмосферно и загадочно становится. Склепов (кешене) тут сохранилось не много. Но колоритны они неимоверно
Время появления кешене — XI в. Причем мы наблюдаем тут два формфактора кешене — в разное время был разный подход к внешнему виду склепов, их тут еще называют могильниками. Захоронения производились вплоть до века XVIII. Есть захоронения и в виде земляных насыпей, обложенных камням
В отличие от североосетинских Цмити и Даргавса, в Эльтюбю внутри склепов ничего не сохранилось, идеальная чистота, ни одной косточки. Археологи в свое время спасли их от окончательного разграбления — и все ценное вместе с костями вывезли и сохранили (вот только где?). Говаривают, украшения из золота там были, предметы утвари, вышивки и пр. На месте, к сожалению, никакой информации нет. Просто щит с указанием времени захоронения и что это объект культурного наследия федерального значения. И всё. Жаль, что всё.
А еще — тут невероятно много можжевельника. Набрала себе ягод в мясико добавлять при готовке.
Удивительно, но редкий турист добирается до Эльтюбю. Ну как редкий? Намного меньше, чем до Чегемский водопадов. Хотя в Эльтюбю мимо них не проехать. Но тут-то большинство и останавливается, завороженные красотой спадающей с гор воды. Однако стоит проехать чуть дальше — и в окружении гор открывается сама История. Кстати, указателей на Эльтюбю по дороге мы не встретили ни одного. Только уже на въезде в него название населенного пункта неожиданное появилось на дороге. И были искренне удивлены, ибо там было написано «Эл-Тюбю». На карте же, в навигаторе — Эльтюбю. А где-то встречала Эль-Тюбю. И взаправду — загадочное место!
На самом деле секрет такой путаницы в названии кроется в особенностях балкарского языка, где нет мягкого знака. Однако звуки таковы, что в русском языке для их передачи мы используем этот самый мягкий знак. При этом название состоит из двух слов: «эль» — «село»; «тюб» — «низ», «дно», «основание». Получается, что правильно все таки писать название в два слова, ибо ударения два.
Что бы попасть в Фардык (а указателей на него никаких нет), надо проехать по центральной улице Эльтюбю, через мост мимо мечети, а потом уйти на узкую дорожку. Подъехать впритык к захоронениям не получится, доезжаете до шлагбаума и паркуйтесь. И минут 10 по склону подняться надо. Сильно крутым я бы его не назвала, но тропинок нет, придется идти наобум (хотя может мы их просто не разглядели под свежевыпавшим снегом?). Охраны никакой нет, денег за вход никто не берет. Летом, говорят, тут работает кафешка — как раз у точки поднятия.
По моим эмоциям — это место какой-то невероятной силы, мистическое какое-то. И погода это подчеркнула. Нам повезло, были тут абсолютно они. Только мы, древние склепы, можжевельник, горы и ветер. И снег. Несколько минут стояла замерев — дух захватывало от этой красоты и внутренних эмоций, боялась разрушить очарование. А потом — прикосновение к старым камням кешене, ощущение их тепла. Удивительно, но даже в холод от старых стен я всегда ощущаю тепло. Это одна из причин моей любви к заброшам. После реставраций они часто теряют это самое тепло.
Тут, кстати, Алексей Балабанов снимал свою «Войну» с Алексеем Чадовым, Сергеем Бодровым, Ингеборгой Допкунайте. Скажете, в фильме нет действий в Кабардино-Балкарии? Только в Чечне? Ответ прост — Эльтюбю сыграло роль Чечни.
В общем, место must see в Кабардино-Балкарии, тем более Город мертвых в селе не единственная достопримечательность. Да и ехать от Нальчика совсем не так уж и далеко, чуть больше 65 км, по времени где-то час сорок (это если без остановок и любования Чегемскими водопадами). Дорога невероятной красоты — через узкое Чегемское ущелье. Можно вполне себе проехать на легковушке с высоким клиренсом. Но лучше все-таки что-нибудь джипоподобное — можно будет проехать подальше потом. И рекомендую остаться тут на ночь — есть гостевые дома. Не ожидайте только от них гостиничных удобств, это все-таки обычные местные деревенские дома со всеми вытекающими. Но радушие хозяев, блюда, приготовленные ими для вас из местных продуктов, испечённый своими руками хлеб (он тут в магазине не продается) и невероятной вкусноты айран компенсируют все неудобства сполна.
Источник: shnyagi.net