Вам кажется, что в современном мире уже нет места диким обычаям? К сожалению, вы ошибаетесь: жизнь пигмеев в Конго наполнена болью и первобытной опасностью. Они вынуждены выживать в условиях крайней нищеты, следуя при этом ужасным традициям, несовместимым с реальностью, к которой привыкли мы. Высокая смертность, кустарные аборты и потеря надежды: вот что каждый день видят эти несчастные люди.
Загляните внутрь жизни одного из племен африканских пигмеев вместе с нами.
Убитая горем Ака смотрит на свой округлившийся живот и вздыхает. Она на третьем месяце беременности, но ее муж Эквамбе только что сказал, что их отношения закончены. Он решил жениться на другой женщине — Ямби, которая тоже ждет от него ребенка.
Не видя никаких перспектив, Ака вынуждена сделать аборт, выпив специальный отвар из древесной коры. Это ужасная ситуация, но она обычна для маленькой деревни на юге Конго, где запрещенные связи, тайные свадьбы, воюющие жены и враждующие семьи омрачают жизнь одного из последних племен пигмеев.
В деревне с давних времен существует традиция многоженства. Первая супруга Эквамбе уже на последних сроках беременности. Раньше, когда она уезжала в другую деревню, муж успел втайне от нее жениться на женщине по имени Ака. Но сейчас ситуация изменилась и любвеобильный Эквамбе решил вернуться к первой супруге.
Несчастная Ака остается одна и решает избавиться от ребенка, выпив настой коры дерева нгонгу. Все в деревне больше верят народной медицине и опыту предков, чем докторам, поэтому никто не обращается в больницу.
Согласно данным ВОЗ за 2008 год, 97% абортов в Африке делаются в опасных условиях. В ЮАР этот уровень снижен до 58%. В Танзании, где аборты до сих пор остаются незаконными, 40% женщин прерывают беременность с помощью народных средств, используя для этого специальные растения.
Ночью между двумя женами Эквамбе завязалась драка, в которую вынужден был вмешаться заместитель главы селения, Банда. Он с горечью говорит, что полигамия разрушает их деревню. В конце концов начальник и жители деревни решили, что Эквамбе должен жить с двумя беременными женами. Ака очень обрадовалась такому решению, ведь это сохранит ее супруга и ребенка, но Ямби и герой-любовник остались явно недовольны таким постановлением.
Как оказалось, не только законные супруги Эквамбе оказались вовлечены в любовный треугольник. Падкий на женщин парень переспал еще с несколькими жительницами деревни, за что попал под огонь народного гнева. Теперь ему придется содержать двух жен, чем он очень недоволен.
Племенной уклад жизни пигмеев настолько сильно укоренился, что цивилизация почти не проникает в их общины. В той же деревне недавно скончалась молодая женщина Аканджо из-за того, что ей вовремя не оказали необходимую медицинскую помощь. Она страдала от болей в животе и спине, не могла ходить, но односельчане, вместо того чтобы отвезти несчастную в больницу, решили, что это колдовство и бросили ее умирать на глиняном полу.
Местная ведьма сказала, что ее может вылечить слюна одного из родственников-колдунов, но бедная женщина так и не дождалась исцеления и скончалась. На похороны собралась вся деревня, воя и стеная, причитая и искренне плача. Никто из этих людей так и не понял, что именно они довели Аканджо до такого конца и собственными руками вырыли ей могилу.
Тесная духовная связь, существующая в племенах пигмеев, с одной стороны, помогает справиться с тяжелыми жизненными обстоятельствами, а с другой — может даже убить. Здесь нет личной жизни, а существует лишь общественное мнение, которое веками контролирует весь уклад. Дикая жизнь посреди современного мира существует до сих пор, а люди, родившееся в этой среде, умирают глубоко несчастными, так и не познав другой, лучшей реальности.
Горькая участь пигмеев длится столетиями. Их убивали и уничтожали целыми поселениями европейцы, а сейчас они гибнут от бедности. История Ота Бенге, пигмея, которого показывали в зоопарке как человекообразную обезьяну, доказывает, насколько жестоко и несправедливо обходится судьба с этим низкорослым народом.